Выпуск 2024
No. 3
(7)
Багринцева Ольга Борисовна, Гроховская Ирина Аркадьевна
6-18
393
В статье рассматривается и анализируется субстандартный лексический пласт с позиции его этичности, экологичности и терминологической вариативности. Авторами предпринята попытка проследить трансформацию субстандартной лексики в диахронном срезе, были затронуты вопросы терминологизации и детерминологи...зации субстандартного фонда языка. Особое внимание уделено антропоцентрическому подходу к языковому выражению образов действительности и лингвокультурной составляющей как базовому элементу в структуре субстандартной лексической единицы.
Показать больше
Бичарова Мария Михайловна
19-29
67
В статье обзорно даётся описание подходов к анализу концепта в зависимости от вектора исследования. Для всестороннего и более объективного описания того или иного концепта предлагается сочетать два подхода: лингвокогнитивный и лингвокультурный. В качестве основного метода изучения лингвокультурного ...концепта предлагается фреймовый анализ. Фрейм, как традиционная единица когнитивистики, дополняется тремя составляющими культурного концепта – образом, понятием и ценностным компонентом. Таким способом выявляются внутренние возможности, заложенные семантикой каждого понятия, что позволяет сопоставить ценностные компоненты, заложенные в концептах разных культур.
Показать больше
Ивашкевич Ирина Николаевна
30-45
80
Cтатья посвящена репрезентации эмоций в когнитивных процессах вторичной репрезентации мира сквозь призму семантики английских природных пространств. В рамках современных когнитивных исследований проблема вторичной концептуализации и категоризации мира в языке как никогда актуальна. Когнитивный проце...сс формирования новых концептуальных структур знания демонстрирует связь с восприятием и познанием окружающего мира, фиксируя разнообразные формы отражения сенсорно-моторного опыта человека. Качественно новый ракурс рассмотрения представляют исследования когнитивных процессов концептуальной деривации, нацеленной на выявление различных изменений семантики слова в рамках определённой концептосферы знания, на изучение разных типов знания в значении вторичного языкового знака и определение когнитивных механизмов, обеспечивающих появление новых концептуальных структур.
В качестве объекта исследования выступает категория английских водных пространств, которая представляет собой многоуровневое концептуальное образование, конституенты которой, объединённые общим признаком пространственности, репрезентируют обыденное знание о реальном существовании природных объектов в пространстве, свидетельствуя об их значимой роли в жизнедеятельности англичан. Ставится задача изучения роли пространственных, перцептивных и других признаков в когнитивных процессах вторичной номинации в целом и выявления активного участия признака движения в моделировании и репрезентации метафорической модели эмоций, в частности. Делается вывод о том, что в основе когнитивных процессов вторичной концептуализации природных пространств, с помощью которых происходит трансфер уже обработанного языковым сознанием знания в новую абстрактную область, лежит действие различных когнитивных механизмов, прежде всего, метафоры.
Показать больше
Симоненко Марина Александровна
46-60
66
Исследование русских и английских высказываний с цветовыми предикатами выполнено в русле когнитивной семантики с учетом отдельных положений лингвосенсорики и эмотиологии. Моделирование когнитивного сценария цветообозначения перемены состояния под воздействием эмоции/чувства осуществлялось с применен...ием пропозиционального анализа. Высказывается предположение, согласно которому типовой сценарий цветомаркирования состояния в ситуации эмоционального переживания базируется на элементарной каузативно-результативной пропозиции, основными компонентами которой являются субъект-носитель эмоции, эмотив-каузатор перемены состояния и цветовой предикат, фиксирующий результат воздействия эмоции/чувства. Исследование выполнено на материале двух корпусов – Британского национального корпуса и Национального корпуса русского языка. На основе больших баз данных делается вывод о наличии определённой корреляции между цветообозначением физиологической реакции и типом эмоции, стимулирующей данную реакцию. Чем проще эмоция, тем более предсказуем физиологический ответ. Данное наблюдение распространяется на интра- и интерязыковой анализ. Например, цветами-прототипами для означивания злости, гнева в обеих рассматриваемых культурах служат «белый» и «красный». Отклонения от прототипического сценария наблюдаются в тех случаях, когда состояние каузируется сложной эмоцией или чувством. Для понимания мотивации выбора цветового маркера сложной эмоции/чувства следует учитывать расширенный круг участников денотативной ситуации – в поле внимания помимо субъекта состояния и каузатора-эмотива должны быть включены первичный каузатор, истинный триггер ситуации (человек или событие) и его атрибуты. На наш взгляд, дифференцированный подход к анализу высказываний с разными типами эмотивов призван прояснить причины прототипичности/вариативности когнитивных сценариев, используемых для продуцирования высказываний типа Он покраснел от гнева или Он побелел от обиды.
Показать больше
Шеховцева Елена Николаевна
61-78
61
Статья посвящена рассмотрению постулатов перформативной прагмалингвистики – направления, изучающего тексты/высказывания с позиций дискурсивной перформативности. Описываются четыре подхода к пониманию перформативности, послужившие основой для разработки теории перформативной прагмалингвистики, выявля...ются их недостатки по сравнению с данным направлением. Раскрывается суть каждого из предложенных постулатов перформативной прагмалингвистики, в которых отражены базовые характеристики речевого поступка, отличающие его от других компонентов речевой деятельности – речевой операции и собственно действия.
Показать больше
Скромблевич Валерия Болеславовна
79-96
61
В статье рассматривается проблема лексикографического отображения омонимов, её связь с вопросами разграничения омонимии и полисемии, определения самого понятия омонимов и их классификации. Показаны подходы русских, белорусских и итальянских лексикографов в решении вопросов омонимии при составлении с...ловарной статьи. В ходе анализа было выявлено общее и национально-специфическое в описании омонимов, а также показано наличие некоторой непоследовательности и неоднородности в представлении значений омонимов в разного типа словарях.
Показать больше
Кузнецова Елена Вениаминовна, Соколов Егор Сергеевич
97-110
61
Интерес к изучению французского языка в настоящее время возрастает. Однако люди, изучающие французский язык как иностранный, часто сталкиваются с трудностями правильного понимания слов и выражений молодёжного языка, поскольку коммуникация в молодежной среде отличается как на лексическом, так и на фо...нетическом уровнях. В настоящее время проводится значительное количество исследований молодёжного сленга и это не случайно – именно изучение языка молодёжи помогает прогнозировать будущее развитие современного разговорного языка. Использование сленга, арготизмов, иных субстандартных лексем, характеризуя молодежную культуру и способ общения молодых людей в современном обществе, является также способом самовыражении и идентификации молодежной группы, способствует установлению связей и созданию атмосферы доверия.
В работе представлены результаты анализа лексических и фонетических особенностей разговорной речи молодежи во Франции. Исследование проводилось на материале популярного молодежного телесериала «Skam France».
Показать больше
Кузнецова Елена Вениаминовна, Сурикова Виктория Николаевна
111-121
61
Статья посвящена анализу лексико-грамматических средств выражения такого модального нюанса как возможность. Грамматические средства выражения возможности, а, именно, наклонения Subjonctif и Conditionnel не всегда являются основными. В исследуемом нами романе они выступают как вспомогательные средств...а выражения данного модального нюанса. Приоритетными у писателя являются лексические средства выражения возможности. Но, как правило, и грамматические и лексические средства используются в тандеме.
Актуальность исследования определяется важностью и недостаточной изученностью как значения выражения возможности в лингвистике, так и средств её выражения во французском и русском языках.
Исследование проводилось на материале романа «Остров пингвинов» французского писателя прошлого столетия Анатоля Франса.
Показать больше
Рыженко Людмила Григорьевна, Лобачева Наталия Александровна
122-134
73
В статье рассмотрены лингводидактические ресурсы русской фразеологии в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Фразеологические единицы (ФЕ) представляют собой ценный лингвистический материал, на базе которого можно изучать различные языковые уровни (фонетику, лексику, грамматик...у, стилистику). Фразеологизмы являются важным культурно-информативным источником, что позволит обучающимся углубить свой уровень владения русским языком. Предлагаются приёмы обучения русской фразеологии.
Показать больше