Создание психологического напряжения и языковые средства его передачи в произведениях Г. Джеймса
Склярова Наталья Геннадиевна
Аннотация
В статье рассматриваются разноуровневые стилистические приёмы, характерные для идиостиля писателя Г. Джеймса и обусловленные содержательной спецификой его творчества и жанровыми особенностями триллера. На конкретных примерах, отобранных из произведений «The Turn of the Screw», «The Ghostly Rental», «Sir Edmund Orme», продемонстрировано использование автором аллитерации, сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, гиперболы, аллюзии, градации, лексического повтора, в том числе анафорического и эпифорического, синтаксического параллелизма, риторического вопроса, анадиплосиса, асиндетона, полисиндетона, ретардации в тексте для создания эффекта психологического напряжения. Перечисленные изобразительные и выразительные фонетические, лексико-семантические и синтаксические средства способны взаимодействовать друг с другом для усиления воздействия на читателя. Теоретической основой исследования, выполненного с помощью методов контекстологического и интенционального анализа, послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов, посвящённые понятию идиостиля, категории саспенса.
Ключевые слова
Вклад авторов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Источники
-
Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М.: Флинта-Наука, 2009. 384 с.
-
Котюрова М. П. Идиостиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. 2-е изд., стереотип. М.: Флинта-Наука. 2011. С. 95-99.
-
Кыдыкбаева К. С. Значение категорий «идиолект», «идиостиль» при анализе художественного текста // Актуальные вопросы образования и науки. 2021. № 1. С. 94-97.
-
Петрова Н. Е. К уточнению понятий «идиолект» и «идиостиль» // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание. Челябинск.: Изд-во Южно-Уральск. гос. ин-та искусств, 2022. С. 223-226.
-
Склярова Н.Г. Предвыборный дискурс Д. Трампа: особенности идиостиля политики // Вестник Пятигорского государственного университета. 2017. № 3. С. 65-71.
-
Склярова Н. Г., Хачересова Л. М. Альтернативность в американском президентском дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 44-52.
-
Склярова Н. Г., Хачересова Л. М. Воздействующая функция конструкций альтернативной семантики в американском президентском дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 85-108.
-
Carroll N. The Paradox of Suspense // Suspense: Conceptualizations, Theoretical Analyses, and Empirical Explorations. New York-London: Routledge, 2016.
-
Gerrig R. J. The Resiliency of Suspense // Suspense: Conceptualizations, Theoretical Analyses, and Empirical Explorations. New York-London: Routledge, 2016. P. 93-105.
-
Iwata Y. Creating Suspense and Surprise in Short Literary Fiction: a Stylistic and Narratological Approach. Birmingham, 2008. 287 p.
-
Mikos L. The Experience of Suspense: Between Fear and Pleasure // Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations. New York-London: Routledge, 2016. P. 37-49.
-
Nesterik E., Kazbekova M. Supernatural Horror in English Literature and Means of its Realization // European Researcher. 2014. № 11-1. P. 1944-1949.
-
Prieto-Pablos J. A. The Paradox of Suspense Pablos // Poetics. 2016. No. 26. P. 99-113
-
Smuts А. The Paradox of Suspense // Poetics. 2008. № 26. P. 99-113.
-
Smuts А. The Definition of Surprise and Suspense // Poetics 2009. № 66 (3). P. 290-325.
-
Wulff H. J. Suspense and the Influence of Cataphora on Viewer`s Expectations // Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations. New York-London: Routledge, 2016. P. 1-17.
-
Zillman D. The Psychology of Suspense in Dramatic Exposition // Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations. New York-London: Routledge, 2016. P. 199-200.
Показать больше