Ирония как стилистический приём в романе Оноре де Бальзака «Евгения Гранде»: структура, образы и смысловые акценты
Аннотация
Статья посвящена исследованию приёма иронии в романе Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Ирония занимает ключевое место в творческом наследии этого писателя, придавая его произведениям особую выразительность и многозначность. Один из главных аспектов использования иронии французским писателем XIX века, ярким представителем реализма, точнее, социально-психологического реализма – это её социальная направленность. Этот художественный приём позволяет автору не только оживлять повествование, но и глубже анализировать человеческую природу и социальные взаимоотношения. В произведениях, объединённых в цикл «Человеческая комедия», буржуазное общество изображено с беспощадной откровенностью: за фасадом респектабельности и материального благополучия скрываются жадность, лицемерие и беспринципность. Ирония в романе Бальзака выполняет двойную функцию: с одной стороны, она служит средством художественного осмысления действительности, с другой – глубоким философским инструментом для выявления социальных и моральных проблем. Она помогает автору показать, как противопоставление между идеалом и реальностью, внешним благополучием и внутренней пустотой является не только личной трагедией героев, но и отражением масштабных проблем, присущих буржуазному обществу в целом.
Ключевые слова
- ирония
- приём
- персонаж
- цикл
- социальная направленность
- мотив
- экзистенциальные вопросы
- философское осмысление
Вклад авторов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Источники
- 1. Бредбери М. Абстракция и ирония // Писатели Англии о литературе. М., 1981. 180 с.
- 2. Кьеркегор, О понятии иронии. Пер. А. Коськовой, С. Коськова // Логос, 1993. № 4. С. 176–198.
- 3. Оноре де-Бальзак. Евгения Гранде [Пер. Ф. М. Достоевского]. 1844. 92 с.
- 4. Цвейг С. Бальзак / пер. с нем. А. Голембы. М.: Молодая Гвардия, 1963. 496 с.
- 5. Цвейг С. Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский / пер. с нем. Л. Копелева. М.: Республика; Ээсти раамат, 1992. 286 с. Показать больше