Интернет-комментарий как оценочный жанр
Аннотация
Проблема распространения агрессивных форм речи через интернет усугубляется анонимностью интернет-общения и сложностью отделения допустимых форм взаимодействия людей от агрессивных (недопустимых). Для того, чтобы бороться с такими явлениями, или хотя бы опознавать их, следует точно сформулировать их речевые особенности и разобраться в их причинах. В связи с этим, исследование роли оценочных суждений в приобретении высказыванием статуса агрессивного, является весьма актуальным. Материалом исследования послужили 3000 реплик, содержащих оценочные суждения, выбранные из комментариев к 50 статьям, размещённым на платформе Дзен. Наблюдения показывают, что у современных молодых людей полностью отсутствует понимание разницы между субъективными (выражающими личное мнение пишущего) и объективными (отражающими ценности, принятые в обществе) оценками. Абсолютное большинство суждений предъявляется в категоричном тоне и содержит только высшие степени интенсивности отрицательных оценок. Объектом оценки в комментариях, чаще всего, выступает личность автора, несколько реже – содержание текста, причём, в обоих случаях степень агрессивности оказывается примерно одинаковой. В некоторых случаях оценивается предмет, обсуждаемый в тексте поста. Здесь степень агрессивности оценки зависит от того, насколько неприятен этот предмет для комментаторов, и может варьироваться в очень широких границах. Наиболее частотными языковыми приёмами, используемыми для усиления агрессивности высказывания, в исследованных блогах оказались ирония, приём «сведение к абсурду», цитирование прецедентных текстов и языковая игра. В целом утверждается, что агрессивной следует признать оценку, которая выдаёт своё собственное субъективное восприятие действительности за объективную и непререкаемую истину. Такая оценка имеет прямую цель – причинение морального вреда автору текста и его унижение. В то же время косвенной целью является повышение своего статуса путём присваивания себе права судить и оценивать других.
Ключевые слова
- интернет-дискурс
- комментарий
- оценочное суждение
- риторика
- риторическая компетенция
- речевая агрессия
Вклад авторов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Источники
- 1. Анисимова Т. В. Некоторые принципы разграничения риторических жанров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2005. № 4. С. 54–57.
- 2. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сборник статей. СПб.: Изд-во СПбУ, 1999. 443 с.
- 3. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия. 2014. 493 с.
- 4. Ковшикова Е. В., Шиндряева И. В. Коммуникативные компоненты методики преподавания русского языка в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2024. № 4 (78). С. 176–182.
- 5. Кронгауз М. А. От редактора. Речевая агрессия и речевой этикет // Слово.ру: балтийский акцент. 2020. Т. 11, № 4. С. 6. Показать больше